Минеева Анна Павловна, музыкальный руководитель
Что такое боди перкуссия?Что такое боди перкуссия? Игра на собственном теле предусматривает четыре базовых звука. Кроме уже упомянутых хлопков, шлепков и топота, используются также щелчки. И прекрасно то, что эти “звучащие жесты” под силу каждому. Соблюдая ритм, на основе этих движений можно создавать уникальную музыку, играя и танцуя одновременно. Немножко истории Первые телесно-перкуссионные мелодии появились задолго до того, как человек додумался продолжить свои руки и ноги в барабанных палочках, вытянул губы в свирель, а вместо грудной клетки или бедер начал бить по натянутым кожаным мембранам и дереву. Сначала человеческое тело использовали для создания ритуальных мелодий. Большинство известных нам древних техник, существующих и теперь, связано с обычаями заигрывания, свадебными танцами и музыкой для поднятия боевого духа. К примеру, именно чтобы покорить девушку много веков назад эфиопы придумали музыку подмышек (armpit music). А индонезийки затанцевали для мужчин прихлопывая и пошлепывая себя по коленам. Сегодня этот танец называется saman. Еще одно первичное предназначение перкуссии тела – коммуникация. С этой целью африканцы на алмазных шахтах, которым запрещалось разговаривать между собой, начали топать ногами в резиновых сапогах, создав телесно-перкуссионную технику gumboot. А рабы на плантациях в США, лишенные барабанов, решили общаться друг с другом в ритме hambone или juba dance. Заодно и работать стало веселее. Логично, что перкуссия тела переросла в форму безмолвного протеста. Во времена индустриальной революции бастующие британцы стучали деревянными башмаками, ударяя их один о другой или оземь, а теперь танцуют klogging. Перкуссия тела сегодня В наше время музыкальная перкуссия тела – это искусство, объединяющее в себе мелодию, танец и пение. Современные виртуозы-перкуссионисты выступают как под аккомпанемент музыкальных инструментов, так и сольно. Они дополняют базовые техники растиранием ладонь, свистом, разнообразным бренчанием, возгласами и прочими звуками, задействуя все части человеческого тела. Пожалуй самый известный современный перкуссионист - это американец Кит Терри (Keith Terry), основавший некоммерческую организацию “Crosspulse”, деятельность которой посвящена созданию, воспроизведению и записи ритмической музыки и танцев разных культур. Кит чувствовал себя музыкантом с раннего детства. Первый барабан ему подарили еще в 3 года. Он получил музыкальное образование, много выступал, играл в группе. А потом вдохновился музыкой тела индонезийцев, бразильцев, африканцев и островитян со всех уголков Земли и решил применить все, что знает о барабанах к собственному телу. Киту удалось создать много авторских звучащих жестов. Он работает как композитор, продюсер, мастер перкуссионного движения и устраивает незабываемые перформансы. Все же, перкуссия тела – это коллективная музыка. И чем больше людей создает звучащие жесты, тем интересней и впечатляюще получается. Так, во всем мире известен ирландский ансамбль “River Dance”, дополнивший кельтский танец, где очень активно двигаются ноги, стуком башмаков и похлопываниями. Участники британского перкуссионного коллектива “Stomp” любят изрядно побарабанить как по себе, так и по всему, что случайно попадает под руку, задействуя в своих представлениях пластиковые бочки, металлические канистры, мусорные баки, крышки, палки, бутылки и кучу другого барахла. Шоу выходит феерическое. Бразильские “The Barbatuques” для создания музыки используют все возможности человеческого тела. Они хлопают, щелкают, шлепают и стучат ногами, надувают щеки, громко дышат, пырскают, свистят, бренчат, вскрикивают, кричат, ударяют себя в грудь, добывая вибрирующие нотки и так далее. Финальная гармония звуков и движений умиляет, завораживает, смешит и пугает одновременно. Как неотъемлемый элемент, музыка тела сбереглась в народных танцах и песнях по всему миру. И наиболее красочными и изысканными примерами того, как древняя телесно-перкуссионная техника превратилась в настоящее искусство, не утратив своего этнического духа, является страстный испанский фламенко и индийский kathak. Первый – придуманный андалузскими цыганами танец с хлопками, постукиванием и щелчками, сопровождающийся игрой на музыкальных инструментах и пением. Kathak танцуют притопывая ногами с колокольчиками на щиколотках, пересказывая с помощью звучащих жестов священную Рамаяну. Все мы музыканты Сегодня перкуссию тела активно используют в музыкальном образовании. Именно со стука, щелчков, хлопков и шлепков рекомендуется начинать изучение ритма. Такие занятия развивают слух, ощущение такта и быстроту реакции. Но музыка тела хороша тем, что ее может освоить каждый. Руки и ноги всегда при нас, а чувство ритма у человека врожденное. Более того, чаще всего мы играем непроизвольно. Конечно, несколько самостоятельных удачных звучащих жестов или громких движений под любимую мелодию еще не делают из нас композиторов-постановщиков. Зато это отличный способ повеселится и сблизиться с окружающими. Не даром перкуссия тела стала частью музыкальной терапии и тренингов по тимбилдингу. Кроме того, это отличный способ изучить собственные физические возможности и самовыразиться. Вся наша жизнь – это ритм. Музыку создают как маленькие дети, играющие в ладушки, так и резвящаяся толпа футбольных фанатов на стадионе. И чтобы хорошо себя чувствовать, надо просто звучать и двигаться в такт или попробовать написать свою мелодию. 14 мая 2021 в 14:18
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.