Минеева Анна Павловна, музыкальный руководитель
Отрада русской души. 23 июня – день русской балалайки Балалайка – музыкальный и самый узнаваемый символ России, неотъемлемая часть русской музыкальной культуры. Звучание балалайки невозможно спутать со звучанием других инструментов, она обладает совершенно особым тембром. Несколько дощечек, три струны – кажется, что проще и быть не может, а в умелых руках она то поет, то плачет, то манит в пляс, а то и маршем военным раскатится. А как она звучит в концертных залах! Ей подвластны любые самые сложные классические произведения, что вызывает у иностранцев изумление, а у наших исполнителей нет-нет да и вдруг выглянет из-под фрака и бабочки удалая и неуемная русская душа.
Если спросить сегодня любого жителя нашей страны, когда появилась балалайка, то большинство ответит, что она была всегда, что это один из самых древних русских народных инструментов, с ней еще скоморохи ходили. На самом деле история балалайки началась относительно недавно – в XVII веке, ей немногим больше трехсот лет. Хотя… «Когда и кем изобретена балалайка – неизвестно», – говорится в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона». О старинных народных музыкальных инструментах и народной инструментальной музыке вообще известно очень мало. Христианская культура, пришедшая на Русь из Византии, использовала исключительно вокальное пение, не принимая инструментальной музыки. Православная церковь враждебно относилась ко всем народным инструментам, считая их «бесовскими сосудами», а всю инструментальную музыку – греховной. Связано это неприятие было со скоморохами, первыми профессиональными русскими актерами и музыкантами, от которых доставалось и церковникам, и светской власти. По «вредности» церковь приравнивала скоморохов к разбойникам и волхвам. Свои ехидные потешки и нецензурные частушки они сопровождали игрой на различных инструментах. Только главным струнным инструментом скоморохов была домра – струнный щипковый инструмент с круглым кузовом и очень длинной шейкой, а не балалайка. В середине XVII века гонения на скоморохов становятся особенно жестокими. Царем Алексеем Михайловичем был издан строжайший указ: «А где объявятся домры и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, то всё велеть выимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь». В книге Адама Олеария «Путешествия по Московии» описывается расправа над скоморохами и их музыкальными инструментами: «Все «гудебные сосуды» были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-реку и там сожжены». Скоморохи были подвергнуты наказанию батогами и кнутами. Но оставить народ без веселья даже царскими указами невозможно. И объявленная бесовским инструментом домра «ушла в подполье», а точнее, была упрощена, и в измененном виде осталась в обиходе. Эта видоизмененная домра и есть балалайка, как считал А.С. Фаминцын, музыкальный критик и фольклорист, один из основоположников исторического изучения народной музыки в России. Подробнее об этом можно прочесть в его книге «Скоморохи на Руси». Есть и другая версия происхождения балалайки. Все в том же «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» читаем: «…некоторые писатели по музыке полагают, что балалайка изобретена самими русскими во время татарского владычества или заимствована от татар». Если так, то балалайка становится старше почти на 400 лет. Но ни у той, ни у другой версии нет веских документальных подтверждений. Само название «балалайка» толкуют по-разному. Сторонники версии татарского происхождения инструмента считают, что слово «балалайка» происходит от татарского «бала» – «дитя, деточка». А сторонники славянской теории находят в слове «балалайка» общий корень с такими словами, как «балагурить» и «балаболить» – быстро без умолку говорить. Очень похоже на бренчащую мелодию балалайки. Впервые балалайка упоминается 23 июня (по новому стилю) 1688 года в документе, который называется «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ». В нем говориться: «...июня в 13 день в Стрелецкий приказ приведены арзамасец – посадский человек Савка Федоров сын Селезнев, да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тоё балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили…Потому их великих государей (Иван V и Петр I) Указу, тем приводным людем, Савке и Ивашке, за их плутовство учинить наказанье – бить батоги и сослать с Москвы в молороссийски городы… на вечное житье». В том же 1688 году балалайка была подарена юному царю Петру, чей отец, царь Алексей Михайлович, так безжалостно расправился со скоморошьими инструментами. Следующее упоминание о балалайке случилось в октябре 1700 года в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой ямщиков Проньки и Алексея Баяновых с дворовым стольника воеводы К. Козлова, который гонялся за братьями и «бил их балалайкой». Еще один печатный источник, где упоминается балалайка – «Реестр», составленный Петром I в 1715 году, в котором описывались приготовления к «шутейной» свадьбе князь – папы Никиты Зотова. Грандиозное шествие ряженых должно было сопровождаться музыкой на многих инструментах, в числе которых упомянуты и четыре балалайки. Старинная балалайка была мало похожа на современную. У первых балалаек кузов был круглым. На севере он был долбленым деревянным, на юге балалайки делали из сушеной тыквы. Различной могла быть и форма балалайки – маленький кузов и очень длинная узкая шейка, большой кузов и широкий, но короткий гриф. Наиболее полное и точное для XVIII века описание внешнего вида балалайки и манеры игры на ней можно найти в книге знатока русской музыкальной жизни Я. Штелина «Музыка и балет в России XVIII века». Балалайке он посвятил целый раздел. «Нелегко найти в России дом, где бы на этом… инструменте молодой работник не наигрывал служанкам своих вещичек. Инструмент этот имеется во всех мелочных лавках, но еще более способствует его распространению то обстоятельство, что его можно самому изготовить». Признавая славянское происхождение «распространеннейшего инструмента во всей русской стране», Я. Штелин называет балалайку «несовершенным и антихудожественным инструментом, мало пригодным для чего-либо иного, кроме бренчания деревенских песен», но тут же упоминает о слепом музыканте, который, исполнял на балалайке «не только арии, менуэты и польские танцы, но также и целые отрывки из аллегро, анданте и престо с необыкновенным искусством», и рассказывает о молодом русском аристократе, который на этом инструменте для черни «играл новейшие мелодии итальянских арий и изящно себе аккомпанировал при пении». Подробно описывает Я. Штелин и основной прием игры на балалайке – бряцание, и манеру игры на ней. Из «Записок» С. Тучкова узнаем о различных формах балалаек XVIII века: круглых, треугольных, четырехугольных, трапециевидных, сделанных «из кривого куска дерева», с различным количеством струн – от двух до пяти, медных или кишечных, причем подчеркивается, что балалайке треугольной формы отдавалось предпочтение. Все эти особенности сказывались на способах держания инструмента: сидя или стоя.
Балалайки делались в домашних условиях, наскоро, «для забавы». Полукруглый корпус сначала обрезали снизу, а потом упростили до треугольника из простых дощечек. На домре звук извлекали с помощью специального приспособления – плектора, а на балалайке использовали старинный прием игры гусляров – бренчание по струнам кистью руки. К концу XVIII века балалайка становится одним из самых популярных музыкальных инструментов. На ней играли в деревнях и городах, на праздничных гуляниях, свадьбах, ярмарках, домашних посиделках. Балалайка была популярна не только в народе. Во времена Екатерины II, большой поклонницы русской национальной культуры, балалайкой увлекались и представители высшего сословия. Балалайка звучала в церемониях и музыкальных увеселениях царского двора, в домашних концертах придворных вельмож. На балалайках играли и бродячие музыканты, и появившиеся профессиональные исполнители. Непревзойденным виртуозом-балалаечником был Иван Евстафьевич Хандошкин – известный дирижер, собиратель народных песен, блестящий скрипач и крупный композитор. В книге знатока русской старины И Пыляева «Замечательные чудаки и оригиналы» есть описание первой балалайки, с кузовом, сделанным из тыквы и проклеенным изнутри порошком битого хрусталя, отчего звук инструмента был удивительно чистым и серебристым. Мастером-балалаечником был и ученик И. Е. Хандошкина, придворный скрипач Екатерины II И.Ф. Яблочков. Выдающимся балалаечником и первым композитором, сочинявшим для нее пьесы, был московский скрипач, композитор и дирижер В. И. Радивилов. Его балалайка была четырехструнной, сделанной, по преданию, из старой гробовой доски. Но он мог играть и на одной струне. В. И. Радивилова знала и любила вся Москва. На его сольных концертах был аншлаг, его приглашали выступать на самых парадных концертах, где были заняты лучшие исполнители. Это только несколько имен выдающихся мастеров балалаечной игры. Большинство же музыкантов остались безымянными. Концертные балалайки отличались от бытовых простонародных, у которых дека часто была прибита простыми гвоздиками. Разгулявшиеся мужички часто продолжали праздники дракой (у балалаечников был даже специальный наигрыш, который так и назывался «для драки»), и балалайка, случалось, выполняла совсем не музыкальные функции. Починка была несложной – гвоздиками. Концертирующих балалаечников не устраивала примитивность инструмента при его потенциальных возможностях. Они заказывали инструменты лучшим мастерам, которые старались улучшить акустические возможности балалаек. К средине XIX века популярность балалайки стала падать, плебейский инструмент стал неинтересен высшему обществу, а профессиональные музыканты, не видя возможности дальнейшего его усовершенствования, переключились на более изысканные гитару и мандолину. На этом история балалайки могла бы закончиться, и отправился бы несостоявшийся символ России в запасники музеев музыкальных инструментов вместе с гуслями и рожком, если бы не купеческий сын, богатый наследник и страстный любитель русской народной музыки Василий Васильевич Андреев, случайно услышавший, как играет на балалайке его работник Антип.
В книге «Василий Андреев» ее автор Ю. Баранов показывает своего героя не просто как талантливого музыканта, настоящего подвижника в деле популяризации народной музыкальной культуры, просветителя, но и очень обаятельного человека, интересного и остроумного собеседника и неподражаемого рассказчика. 22-летнего В. Андреева предпринимательство не интересовало. Он хотел заниматься искусством. Он играл на 12 инструментах, выступал то как чтец-декламатор, то с номером «человек-оркестр», то с пародиями на известных актёров. Услышав балалайку, он загорелся желанием научиться играть на ней. Через две недели он освоил инструмент лучше своего учителя и был слегка разочарован несовершенством балалайки. Отсутствие ладов и слабый невыразительный звук обедняли возможности вариативного исполнения народных мелодий. Но знакомство с еще одним страстным любителем балалайки, игра которого заворожила В. Андреева огненным темпераментом и безудержной стремительностью темпов, смелыми и оригинальными приемами, помещиком А.С. Паскиным, подвигло В. Андреева на дальнейшие занятия балалаечной музыкой и утвердило в желании усовершенствовать инструмент. К делу молодой музыкант подошел основательно: изучил русские и иностранные руководства по изготовлению музыкальных инструментов, собрал и изучил образцы кустарных балалаек из различных губерний России, интересовался породами дерева, используемого для изготовления балалаек. Сделав вывод о том, что треугольный кузов и три струны наиболее типичны для народных балалаек, а все остальное могло быть изменено и при этом народная сущность инструмента не нарушится, Андреев занялся усовершенствованием балалайки и поиском мастера, который сможет сделать балалайку его мечты. Он мечтал о балалайке красивой и звучной, концертной и настоящей народной, которая могла бы прозвучать в любом столичном салоне, на любой эстраде, «одеть балалайку во фрак», как говорил об этом сам Андреев. Он делает чертеж будущей концертной балалайки, определяя формы, отвечающие требованиям акустики и эстетики, удобные при игре, сохраняя при этом формы кустарных балалаек. Сложнее всего оказалось с мастером. Андреев ходит по музыкальным мастерским Петербурга, упрашивает, доказывает, убеждает, обещает огромные оптовые заказы и баснословные барыши в ближайшем будущем, но его энтузиазм наталкивается на презрительное недоумение и даже насмешки. Никто не хочет заниматься изготовлением «мужицкого инструмента». Неожиданно, после того как В. Андреев на простой деревенской балалайке сыграл несколько мелодий, соглашается взяться за работу В. Иванов – талантливый инструментальный мастер, известный особой выделкой смычков и починкой старинных инструментов. Условием ставит одно – никто не должен знать об этом, потому что такая работа для него унизительна и может повредить его репутации. Балалайка была великолепна, в акустическом смысле почти безупречна, с почти безграничными возможностями: тончайшее пианиссимо и мощное форте, но оказалась очень дорогой – с врезными ладами из слоновой кости, корпусом из горного клена и грифом черного дерева. Успех первого публичного выступления В. Андреева был оглушительным. Виртуозная игра вызвала не просто восхищение публики, но и желание самим играть на таком инструменте. Триумфальное возвращение балалайки, а по сути, ее второе рождение произошло в 1886 году, а начало активной творческой деятельности Андреева стало началом расцвета национальной инструментальной музыки. При всех достоинствах нового инструмента, В. Андреев обнаружил и некоторые недостатки и продолжил дальнейшее совершенствование балалайки уже с мастером Ф. Пасербским. Постепенно вокруг В.В. Андреева складывается круг учеников и последователей. Андреев мечтает возродить фольклорные традиции коллективной игры на народных инструментах и создает «Кружок любителей игры на балалайке». Для него Ф. Пасербский делает несколько разновидностей балалайки: пикколо, альт, бас, контрабас, позже дискант и тенор. Первое выступление кружка с огромным успехом прошло в зале одного из петербургских обществ 20 марта 1888 года, исполняли «Во саду ли, в огороде», «Барыню», «Камаринскую» и другие русские народные песни в обработке В. Андреева. Сейчас эту дату считают днём основания Русского народного оркестра им. В. Андреева.
К кружку присоединились и профессионалы: композитор Николай Фомин привлек в коллектив музыкантов с консерваторским образованием. Очередной оглушительный успех ждал «Кружок» на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. Именно тогда балалайку стали считать одним из символов России, а в лучших магазинах Парижа появились новые модные духи «Светит месяц» и дамское туалетное мыло «Под яблонькой». Шутили, что даже остроносые Андреевские галоши стали предметом парижской моды. Все это время В. Андреев продолжал искать наиболее оптимальные варианты балалайки. Сотрудничество с Ф. Пасербским было весьма плодотворным, но закончилось неприятно: Андреев не оформил юридически передачу чертежей и эскизов своих балалаек Пасербскому, и тот, воспользовавшись его доверчивостью, стал выдавать себя за изобретателя усовершенствованных инструментов. Пришлось обращаться в суд. Пасербскому было отказано в патенте в России, но удалось получить патент в Германии. В 1890 году В. Андреев познакомился с человеком, который стал его настоящим соратником в деле создания концертных балалаек. Семен Налимов, которого называют русским балалаечным Страдивари, был краснодеревщиком. Именно его золотые руки позволили В. Андрееву воплотить в жизнь все его самые смелые идеи.
В имении В. Андреева Марьино для С. Налимова была построена мастерская, в которой он и создавал свои волшебные балалайки. А. Пересада в книге «Балалаечных дел мастер» рассказывает о том, как создавалась им самая первая балалайка. Для нее нужен был клен, но такой древесины не было. А в доме В. В. Андреева двери и косяки были сделаны из хорошего горного клёна, что и определил С.И. Налимов, постучав по косяку окна. Андреев приказал снять все косяки и двери, отнести их в мастерскую, и из них делать инструменты. Дом некоторое время был без окон и дверей, пока не сделали новые из другой породы дерева. Балалайка звучала волшебно и не была похожа ни на один другой инструмент. В ней, как и в скрипках Страдивари, уже была заданная гармония. Из рук С. Налимова вышли около 300 инструментов, которые до сих пор считаются непревзойденными. «Техника изготовления балалаек и домр Семёна Ивановича Налимова была недосягаема – что в связи с подбором лучшего материала делает каждый выпускаемый им из рук инструмент идеалом совершенства». Сегодня за балалайками С. Налимова охотятся коллекционеры всего мира. Всего сохранилось около 125 инструментов, большая часть которых находится в зарубежных коллекциях. А две из них продолжают концертную деятельность. На них играет лучший балалаечник современности А. Архиповский. Через десять лет кружок В. Андреева стал Великорусским оркестром. В 1897 году премьера обновленного оркестра состоялась в зале Дворянского собрания. Основой Великорусского оркестра стало целое семейство балалаек разного размера по образцу струнного оркестра. Кроме балалаечного Страдивари в оркестре В. Андреева был и балалаечный Паганини – Борис Трояновский. Услышав его на одном из концертов, В. Андреев сказал: «Есть вещи в природе, которые второй раз не повторяются». Уже через неделю виртуоз-балалаечник играл в концерте с Великорусским оркестром в качестве солиста.
Б. Трояновский был талантливым обработчиком народных песен: «Светит месяц», «Из-под дуба, из-под вяза», «Уральская плясовая», «Цвели, цвели цветики», «У ворот, ворот», «Я с комариком плясала» и многих других, исполняя которые вызывал изумление и восторг слушателей. Он вошел в историю балалаечного исполнительства как мастер народного репертуара. Не раз со своим оркестром В. Андреев выступал перед императорской семьей. Его игра произвела глубокое впечатление на Александра III и Марию Федоровну, которые «обласкали артиста, пожелав ему дальнейших успехов на поприще совершенствования национального русского инструмента». С оркестром пели знаменитые певцы Ф. Шаляпин и Н. Фигнер, его игрой восхищался Лев Толстой, его гастроли за границей проходили с неизменным триумфальным успехом. 380 виртуозов-балалаечников могли и орган заменить, а могли вовлечь весь зал в немыслимую плясовую. Андреевскую балалайку признал практически весь музыкальный мир. Король Великобритании прислал ему дирижерскую палочку с королевской монограммой, усыпанной бриллиантами, и наконечником, украшенным изображением английской короны. В Америке, где до приезда андреевского оркестра балалаечное искусство было неизвестно, множество зрителей стали осваивать балалайки и домры. В американских городах появились десятки любительских балалаечных оркестров. И даже появилось «Акционерное общество эксплуатации балалаек и гуслей». А в 1940 году президент Рузвельт запретил производство и продажу балалаек на территории США. Этот запрет действует до сих пор и продлевается каждые десять лет. А совсем недавно шведской группе S dra bergens balalaikor (Балалайки Южных гор) запретили в Уппсале проводить концерт из-за использования балалаек, так как это русский народный инструмент. Балалайка – наше секретное оружие? 25-летие оркестр отмечал в Мариинском театре. «Мужицкий инструмент» с наслаждением слушала изысканная публика, включая и венценосных особ. В 1914 году Великорусский оркестр получил звание Императорского, а сам В. Андреев – звание солиста Его Императорского Величества, ему доверили обучать игре на балалайке членов императорской семьи. Говорят, что царевич Алексей, обладавший прекрасным музыкальным слухом, очень любил балалайку. Отправляясь в ссылку в Тобольск, семья взяла с собой два инструмента. Став Императорским, оркестр получил и финансирование из Собственной Его Величества канцелярии в размере 25 000 рублей в год. Это было очень кстати, к тому времени все свое огромное наследство В.В. Андреев потратил на развитие балалайки и свой оркестр. Императорский Великорусский оркестр стал первым в мировой истории профессиональным коллективом, в котором национальные инструменты были объединены по принципу симфонического оркестра. Андреев мечтал, чтобы народная музыка была любима всеми слоями русского общества, независимо от того, к какому сословию принадлежит человек. По его инициативе во многих городах были организованы оркестры народных инструментов, открывались классы бесплатного обучения на народных инструментах для малообеспеченных слоев населения (сам он называл эти классы «народной консерваторией»). Ему принадлежит идея создания многочисленных музыкальных классов в учебных заведениях и войсках, именно он учредил первые общедоступные курсы и разработал проект Дома народной музыки. Оркестры балалаечников появились, благодаря ему, в армии и полиции.
После революции В. Андреев не уехал, как многие, в эмиграцию, а продолжал свою просветительскую миссию, считая это своим долгом перед своей страной и народом, перенося все испытания – голод, разруху. Его оркестр был переименован в Первый народный оркестр. Осенью 1918 года оркестр выступал на Северном и Восточном фронтах Гражданской войны. В этой поездке В.В. Андреев сильно простудился и в ночь на 26 декабря 1918 года скончался. Дело, начатое Андреевым, было поддержано, приобрело всенародное значение. Его оркестр сегодня носит его имя – Государственный академический русский оркестр имени Василия Андреева. Многие фабрики, специальные мастерские, мастера-умельцы выпускают усовершенствованные В. Андреевым и С. Налимовым музыкальные народные инструменты, композиторы пишут произведения для балалайки, домры, созданы многочисленные ансамбли и оркестры – почти в каждом городе есть свой ансамбль или оркестр русских народных инструментов, где балалайка играет важную роль. Существует два вида балалаек: академические – для профессиональных музыкантов, и традиционные – для самостоятельного любительского музицирования. Благодаря деятельности В. В. Андреева балалайка официально вошла в мир академической музыки. Стала издаваться учебно-методическая литература, а в вузах открывались отделения народных инструментов. В каждой музыкальной школе детей обучают игре на этом инструменте. Оркестры русских народных инструментов существуют в Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции. В Японии очень популярен оркестр по образцу оркестра русских народных инструментов «Токийская балалайка». Играют в нем только японцы. Российские балалаечники гастролируют по всему миру и исполняют не только русские народные мелодии, но и вариации известных зарубежных классиков, современную музыку. Казалось бы, классические произведения и балалайка несовместимы, но звучит этот симбиоз великолепно. Кроме того, специально для балалайки написано множество сонат, сюит, концертов и других музыкальных произведений малых и крупных форм.
Самый популярный балалаечник нашего времени – Алексей Архиповский, которого за рубежом называют «смесью гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка», слегка эпатирует своих слушателей: «Я не считаю себя балалаечником в общепринятом смысле… И к балалайке я отношусь не как к русскому народному инструменту, а как к инструменту, на котором можно делать все что угодно».
И его балалайка, которую он считает самостоятельным инструментом со своим внутренним миром, подтверждает его слова. Она звучит «то как арфа, то как клавесин, то как банджо, то как, в конце концов, все струнные инструменты всех времен и народов». А также как тамбурин, тамтам и малый барабан. Удивительный эффект эха добавляет сказочности игре музыканта. Его поклонники говорят, что А. Архиповский владеет балалайкой даже не в совершенстве, а за пределами понимания. Алексей Архиповский – уверенное настоящее русской балалайки, а ее будущее – в руках молодых. Школа игры на балалайке еще очень молода, и балалайка только в самом начале пути.
Список использованной литературы: Баранов, Ю. Е. Василий Андреев / Юрий Баранов. — Тверь, 2001 —159 с.: ил. Васильев, Ю. А. Рассказы о русских народных инструментах / Ю. А. Васильев, А. С. Широков. - 2-е издание. – М. : Советский композитор, 1986. – 87 с. : ил. Вертков К. Русские народные инструменты / К. Вертков. Л. "Музыка", 1975.-289 с. Жихарев, С. П. С. П. Жихарев : в 2 т. / С. П. Жихарев. – Л. : Искусство, 1989 - . 1 : Записки современника, [Ч. 1] : Дневник студента. - 1989. - 309 с.: ил. 2 : Записки современника / ; Воспоминания старого театрала. - 1989. - 311 с.: ил. Имханицкий, М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России / М.И.Имханицкий. — М., 2008. — 367с. Келдыш, Ю. В. Русская музыка XVIII века / Ю. В. Келдыш. – М. : Наука, 1965. - 463с. : ил. Костомаров, Н.И. Очерки домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVTI столетиях / Н.И.Костомаров. М., 1992. -234с. Максимов, Е. И. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов : исторические очерки : учебное пособие для институтов культуры и искусств / Е. Максимов. – М. : Советский композитор, 1983. - 152 с. : ил. Максимов, Е. И. Российские музыканты-самородки : В. В, Андреев, Н. И. Белобородов, О. У. Смоленксикий, П. Е. Невский, Б. С. Трояновский; факты, документы, воспоминания / Е. И. Максимов. – М. : Советский композитор, 1987. - 200 с. : ил. Нарышкина, Т. В. Русские народные инструменты / Нарышкина Татьяна ; Международная академия социальных технологий. – С.-П. : Мир русского слова, 2014. - 165 с. : ил. Олеарий, А. Описание путешествия в Московию / А. Олеарий. - Смоленск : Русич, 2003. - 474 с. : ил. - (Библиотека историка). Пересада А. И. Балалаечных дел мастер : очерк о жизненном и творческом пути С. И. Налимова / А. Пересада. – Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1983. – 55 с. : ил. Пересада, А. И. Балалайка / А. Пересада. – М. : Музыка, 1990. - 61с. : ил. - (Муз. инструменты). Пыляев, М. И. Замечательные чудаки и оригиналы / М. И. Пыляев. – М. : Эксмо, 2008. - 639 с. : ил. - (Русская классика). Пыляев, М. И.Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы / М. И. Пыляев. – С.-П. : Паритет, 2002. - 606 с. : ил. Пыляев, М. И. Старое житье : очерки и рассказы о бывших в отшедшее время обрядах, обычаях и порядках в устройстве домашней и общественной жизни / М. И. Пыляев. – С.-П. : Летний сад, 2000. - 478с. Рыцарева, М. Г. Русская музыка XVIII / М. Г. Рыцарева. – М. : Знание, 1987. - 128 с. - (Народный университет. Факультет литературы и искусства). Соколов, Ф. В. В.В. Андреев и его оркестр. [1861-1918]: [Очерк] /Ф. В. Соколов – Л. : Музгиз, 1962. - 110 с. : ил. Терещенко, А. В. История культуры русского народа / А. В. Терещенко. – М. : Эксмо, 2007. – 735 с.: ил. Терещенко, А. В. Русский народ : полная иллюстрированная энциклопедия: народные игры и забавы / А. В. Терещенко. – М. : Эксмо, 2005. - 256 с. : ил. Тучков, С. А. Записки Сергея Алексеевича Тучкова, 1766-1808 / под ред. и со вступ. ст. К. А. Военского ; Гос. публичная историческая б-ка России. – М. : Гос. публичная историческая б-ка России, 2011. - 388 с. Фамницын А.С. Скоморохи на Руси / А.С. Фамницын, - М.: Форум, 2013.- 400с.: ил.- (Человек в культуре) Штелин, Я. Я. Музыка и балет в России XVIII века / Якоб Штелин. – С.-П. : Союз художников, 2002. - 319 с. : ил.
24 июня 2023 в 18:35
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.