Минеева Анна Павловна, музыкальный руководитель
Русская народная культура в воспитании дошкольниковРусская народная культура в воспитании дошкольников Одной из основных задач эстетического воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Именно поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную. Начиная с раннего возраста приобщение ребенка к культуре своего народа, служит цели возрождения генетической и культурной памяти детей, утверждению в создании моста своего «я» в системе «семья» - «род» - «народ» - «человечество». Большое разнообразие методик, разбросанность материала по русской народной культуре в дошкольных учреждениях не позволяет воспитателям и педагогам более глубоко и целенаправленно знакомить детей с родной культурой, воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну. В настоящее время знания, умения и навыки по русской народной культуре не оставляют целостного следа в памяти ребенка и угасают при дальнейшем обучении детей в школе. В нашем детском саду работа по знакомству детей с русской народной культурой строится на основе народного календаря. В повседневной жизни и на занятиях дети знакомятся с устным народным творчеством, музыкальным фольклором, народными играми, праздниками, обрядами, получают представление о труде, быте, костюме русского народа, народными ремеслами, декоративным искусством. Кроме того, дети могут попробовать себя в области народного пения и танца, прикладного искусства, декоративных росписей, что способствует развитию творческого потенциала, творческому самовыражению ребенка. Годовой народный календарь – собравший в себя природный круг всех циклов жизнедеятельности человека на земле, вобрав в себя все краски народной жизни, праздники, народные ремесла – помогает нам построить свою работу с детьми по естественному циклу, например: осень – сбор урожая, осенние праздники, народное гулянье, за ней зима: Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды, Масленица – проводы зимы и лето – с хороводами и песнями вокруг зеленой березки. Природа не умирает, а совершает обычный круг жизни. Смена четырех времен года, отраженная в праздниках, позволяет подвести итог проделанной работе. Собранный воедино наработанный материал по ознакомлению с окружающим, развитию речи, изодеятельности, музыке, играм, праздникам – позволяет детям почувствовать радость жизни на земле, «оптимизм народного календаря», где все сменяет друг друга, жизнь вечна и прекрасна. Понятно, что всю русскую народную культуру невозможно «втиснуть» в деятельность детского сада. Поэтому, мы выбрали те элементы, которые отражали бы ее сущность и, при включении в учебно-воспитательную работу, давали бы новые возможности для повышения качества обучения и воспитания ребенка. Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является ФОЛЬКЛОР – устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, народного эпоса, песенного искусства. Фольклор – слово английского происхождения, его буквальный перевод – народная мудрость. В последнее время наблюдается все возрастающий интерес к фольклору, и детям необходимо как можно раньше прививать любовь к замечательным русским народным сказкам, загадкам, потешкам, песням. Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая ценность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все целое, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время, поэтому фольклор должен быть использован в учебно- воспитательном процессе дошкольников так же, как и во времена наших прабабушек. Ценным средством воспитания ребенка является детский фольклор. Это особенная область народного творчества, которая появилась сравнительно недавно. Она включает в себя целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Ценность детского фольклора заключается еще и в том, что с его помощью мы, взрослые, легко устанавливаем с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Одним из главных элементов устного народного творчества является ПЕСНЯ, сопровождающая человека всю его жизнь – от рождения до смерти – в труде, на празднике в быту. Поэтому народные песни можно классифицировать по возрастному признаку: колыбельные, детские, молодежные и т.д., по признаку содержания: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические и т.д., по признаку принадлежности к различным видам деятельности: хороводные, песни, помогающие в труде, игровые песни, и песенки, ритуальные песнопения и т.д. В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Песня концентрировала человеческую мудрость и приспосабливалась к возрасту ребенка, условиям жизни, семьи и общины. Поэтому она имела ярко выраженный воспитательный характер и могла быть использована в формировании тех или иных качеств ребенка, подростка, взрослого человека. Детская народная песня, начиная от колыбельной, имеет обычно очень простой музыкальный строй и почти не требует музыкального сопровождения. Она может использоваться детьми с голоса воспитания, матери, бабушки. Мелодия такой песни легко запоминается и воспроизводится, позволяет сопровождать песню танцевальными движениями. Кроме того, народную песню (колыбельную, детскую) ребенок может использовать в игре сам, копируя действия взрослых и включаясь тем самым в систему социальных ролей. Простота народной детской песни дает возможность педагогу организовать работу с родителями непосредственно по ее изучению и использованию в воспитательных целях. Всякая народная песня, в том числе и детская, позволяет любому ее исполнителю, воспитателю, сами детям вносить любые изменения, соответствующие ситуации. В этом и состоит основная особенность народной песни. Центральным компонентом устного народного творчества является сказка. Она, так же как и песня носит конкретно исторический характер. Можно выделить несколько групп сказок, сохранившихся до настоящего времени: сказки животных, бытовые сказки, волшебные сказки, сатирические сказки и др. Своим чудесным содержанием сказка всегда зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, призывает бороться за справедливость, добро, гуманизм. Очень красив язык сказок: он певуч и поэтичен, содержит множество метафор и сравнений. В сказке много пословиц и поговорок очень метких и поучительных: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок», « скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и др. все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Таким образом, первый воспитательный аспект сказки – это ее содержание. Ребенку можно просто рассказывать сказку, комментируя важные в воспитательном отношении идеи. Но педагоги нашего дошкольного учреждения привлекают детей к инсценировке сказок, к участию в игровой деятельности, имитирующей взаимоотношения между ее героями. Детьми инсценируются и исполняются музыкальные сказки: «Курочка рябя», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Двенадцать месяцев» и др.. Важное место в воспитании дошкольников занимают народные праздники. Именно они объединяют в себе почти все элементы народной культуры: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность и др. они связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами. В древности у всех народов существовали очень серьезно продуманные системы праздников. Засуха, ураганы, сильные морозы, гроза – все это, как казалось людям, Солнце или Луна насылают на них, чтобы наказать за какие-нибудь провинности. Поэтому человек просил у природы прощения, благодарил ее за благополучие своей семьи, за хороший урожай, удачную охоту, здоровый скот. Так дети благодарят родителей и боятся их рассердить. Не случайно в русском языке бытуют такие обращения «Земля – матушка», «Дождик – батюшка», «Ясный Месяц – братец» и др. А как можно благодарить природу? Конечно песней, игрой, веселым праздником! И рождались благодарственные, шуточные и печальные песни, гадания и обряды в честь «небесных родителей». Праздники, как говорили в народе, составляют годовой праздничный круг. В настоящее время в него входит очень много праздников: праздники религиозные, связанные с жизнью Иисуса Христа, Божьей Матери, святых и великомучеников. Среди них на первом месте стоит праздник – Пасха. Наряду с православными, на Руси сохранились и многие языческие праздники: Масленица, Семик, Иванов день и др. в праздничный круг вошли и современные праздники, ставшие народными: День Победы, День Города. В нашем дошкольном учреждении праздничный круг начинается с сентября, когда дети возвращаются в детский сад после лета. С Нового года, открывается новый календарный год, с марта – начало весны и сельскохозяйственных работ. Название праздника не имеет особого значения для включения в систему народных культурных традиций, ибо праздничный круг все равно будет замкнут, если провести хотя бы по 1-2 праздника в каждый праздничный период: весенний, летний и осеннее-зимний. Невозможно воспитать всесторонне развитого человека, не формируя у него художественных способностей. От того, как мы воспитаем ребенка в дошкольном возрасте, во многом зависит его успешное воспитание и обучение в школе. В нашем дошкольном учреждении задачи эстетического и художественного воспитания мы и осуществляем, как в повседневной жизни, так и на занятиях по изобразительной деятельности. Поэтому при составлении плана работы по народной культуре, детски сад взял задачу по этому вопросу: уделить внимание эстетическому воспитанию через народно - прикладное искусство. Фольклорные образы, метафоры, символы, рисуют нам интереснейшую картину мироздания, суть которой - единство человека с природой. В этом союзе человека с природой и коренилась культурная традиция, сохраняющая в неприкосновенности свой художественно - выразительный язык. Исследователь народного искусства Н. А. Богуславская пишет о том, что народному искусству свойственно веками удерживать и видоизменять древние образы и приемы. Глиняная игрушка занимает в этом плане едва ли не первое место. Причиной тому - сама природа этого искусства и особые пути его развития. Для многих из нас само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками, красочными, празднично - нарядными, пестрыми, как свадебный букет. Во многих исторических записях находили мы упоминание о веселом народном празднике «Свистопляске» или «Свистунье», во время которого несколько дней были шумные ярмарки, стоял в городе шум, смех, веселье и свист в глиняные свистульки, которые на ярмарочных рядах занимали едва ли не главной место среди прочего товара. Всегда было оживленно около игрушек. Их продавали в магазинах и лавках, в наскоро сколоченных палатках и прямо с открытых лотков, а то просто раскладывали на земле, и ни как придется, а сорт к сорту, ряд к ряду, кукла к кукле, конь к коню – презанятная выставка получалась. Дети нашего дошкольного учреждения с огромным интересом и любовью готовятся к таким ярмаркам-выставкам. Предупреждают заранее своих родителей, друзей, знакомых, о том, что они уже готовятся к предстоящей выставке. Но когда приходит срок, то в детском саду становится шумно, весело и оживленно. Детский сад полон гостей с утра до вечера. Наша хата Утехами богата, Расчески-гребешки, Свистульки-петушки… Это и есть огонь, который необходимо взять из народного опыта, и он позволит зажечь новый факел педагогического творчества и мастерства, позволит убедить всех служителей благородного дела воспитания детей в том, что все люди земли равны в праве на жизнь, в праве сохранять и развивать нечто свое национальное, выражающееся в народном культурном наследии, традициях, языке. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Т.А. Пигилова, О.В. Розова, Л.Н. Шумакова, В.М. Назарова «Народная культура» - хрестоматия, авторские программы. 2. Т.И. Батурина, Т.Ф. Кузина «Народная педагогика в воспитании дошкольников». 3. В.И. Супруненко «Народный дневник» 4. М. Семенова «Мы славяне»
15 января 2024 в 21:42
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.